Специалисты считают, что на протяжении дошкольного детства у человека активно развивается множество способностей. Некоторые таланты малыша проявляются и становятся заметны сразу, а другие – ближе к школе. Чтобы вовремя распознать способности и таланты крохи и развить их, родителям необходимо быть очень внимательными. Именно от усилий, которые будут приложены в детстве, во многом, зависит будущее ребенка.
Одной из первостепенных задач родителей является выявление предрасположенностей и интересов малыша. Перед тем как начать разговор о том, как это сделать, давайте разберемся, что же такое способности и чем они отличаются от таланта, одаренности и гениальности.
-
Способности – это индивидуальные психологические качества личности, которые развиваются на протяжении всей жизни человека и обеспечивают успешность выполнения определенных видов деятельности.
-
Талант – это высокий уровень развития способностей к какому-либо виду деятельности. Это понятие тесно связано с феноменом одаренности и является довольно редким явлением. Чтобы развить талант, ребенку необходимо прикладывать немало усилий.
-
Гениальность – высочайший уровень одаренности. Она встречается крайне редко и заметна невооруженному взгляду. Гениальные личности оставляют неизмеримый вклад в культурное наследие нашего общества.
Наличие у ребенка способностей и талантов еще не гарантирует его успешность в жизни. Важно вовремя выявить склонности малыша и всячески развивать его личностные качества.
Вопросом развития способностей и одаренности в дошкольном возрасте занимались многие выдающиеся психологи. Согласно одной из самых распространенных классификаций выделяются следующие виды одаренности у детей:
-
Общая (интеллектуальная) одаренность выражается в развитых способностях перерабатывать и усваивать информацию, высоком уровне интеллекта, познавательной потребности и мотивации. Интеллектуально одаренные дети любознательны, активны, целеустремленны, сознательны, обладают развитым оригинальным мышлением и вниманием, стремлением к экспериментированию. Сферой реализации способностей малышей являются игра, а также специфические детские продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.).
-
Специальная одаренность – высокая степень успешности в какой-либо дисциплине. При этом одаренность в одной сфере (например, математические способности) не гарантирует успешность в другой предметной области (к примеру, в игре на музыкальных инструментах).
Х. Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, где он описывает семь видов интеллекта, которые соответствуют видам одаренности.
- Языковая одаренность – высокая степень развитости лингвистических способностей, «игра» со словами, стойкий интерес к письму;
- Логико-математическая одаренность – способность к усмотрению взаимоотношений между предметами и явлениями, математическим действиям;
- Музыкальная одаренность – умение «чувствовать музыку», виртуозное владение музыкальными инструментами;
- Пространственная одаренность – способность точно воспринимать зрительные стимулы, а также манипулировать ими, развитое воображение;
- Физическая одаренность – отличное владение собственным телом;
- Интраперсональная одаренность – способность умело дифференцировать собственные эмоции, чувства, настроения;
- Интерперсональная одаренность – способность к распознаванию эмоций, чувств и переживаний окружающих людей, ораторские способности;
- Натуралистическая одаренность – интерес к природе, познанию ее законов.
Важно помнить, что способности могут проявиться как в раннем детстве, так и в школьном возрасте. Пиком формирования способностей считается возраст 3-4 лет, именно в это время у детей чаще всего проявляется стойкий интерес к определенному виду деятельности.
Отдельно многими исследователями выделяется творческая одаренность. Именно творческие способности зачастую ярко проявляются в дошкольном возрасте.
- Художественные способности: ребенок создает яркие образы, необычные рисунки и поделки.
- Музыкальные способности: развитый музыкальный слух, повторение и сочинение мелодий, пение.
- Артистические способности: малыш любит быть в центре внимания, с выражением читает стихи, рассказывает истории, передает раличные образы при помощи голоса, мимики, жестов.
Специфика одаренности в дошкольном возрасте заключается в том, что дошкольное детство является сензитивным периодом для развития интеллектуальных способностей, воображения, мышления, в связи с чем в ряде случаев создается видимость, или маска, одаренности. Если ребенок в раньше своих сверстников выучил цифры или научился рисовать домик, это еще не говорит об его талантах, так как это может быть лишь результатом обучения. Как правило, одаренность проявляется в сильном интересе детей к определенному виду деятельности. Другая особенность заключается в том, что способности у дошкольников менее устойчивы, чем у взрослых, и могут как активно развиваться, так и угасать под воздействием окружающей культурной и социальной среды. Также очень часто можно столкнуться с рассогласованностью в психическом развитии одаренного малыша (например, высокий показатель общего интеллекта при высоком уровне развития определенного вида специальных способностей).
"Как узнать, что ваш ребенок одаренный?"
1. Обратите внимание на поведение и интересы ребенка. Одаренные дети часто проявляют высокий уровень любопытства, стремление к изучению новых вещей и легко запоминают информацию.
2. Наблюдайте за способностями ребенка. Он может обладать хорошей памятью, быстрым умом, творческим мышлением или другими выдающимися качествами.
3. Слушайте мнение учителей и воспитателей. Они могут заметить потенциал вашего ребенка и дать ценные рекомендации.
4. Проводите тестирование и анализ талантов ребенка. Существуют различные методики и тесты, которые могут помочь определить его потенциал.
5. Обсудите с педагогами возможность развития одаренности вашего ребенка. Они могут предложить программы или занятия, способствующие развитию его способностей.
6. Поддерживайте ребенка в его стремлении к знаниям и новым навыкам. Позитивная мотивация и поощрение играют важную роль в развитии талантливых детей.
Не забывайте, что каждый ребенок уникален и имеет свои сильные стороны. Важно поддерживать их в процессе саморазвития и обучения, помогая им раскрыть свой потенциал.
Как раскрыть способности малыша?
Родители – это главные наставники ребенка. Во многом от отношения близких людей к интересам и природным задаткам малыша зависит развитие его способностей. Вот несколько практических советов, следуя которым родители могут в полной мере раскрыть и развить способности и таланты ребенка:
- Принимайте кроху таким, какой он есть. Каждый малыш – это уникальная личность со своими интересами и взглядами. Родителям нужно постараться максимально абстрагироваться от собственных нереализованных возможностей и не навязывать ребенку свои желания.
- Создайте дома спокойную, творческую атмосферу, которая будет поддерживать малыша в его начинаниях.
- Следуйте за ребенком. Наблюдайте за тем, как он играет, выполняет задания, общается со взрослыми и сверстниками.
- По возможности обеспечьте малыша всем необходимым для проявления его способностей. Многое зависит от среды, в которой находится ребенок.
- Дайте крохе возможность попробовать себя в различных начинаниях. Только получив реальный жизненный опыт, малыш сможет понять, что ему действительно нравится. Дошкольникам интересно и полезно посещать различные тематические мероприятия, музеи, выставки, мастер-классы.
- Со вниманием отнеситесь к выбору секций и преподавателей для своего ребенка. Посещайте пробные занятия и наблюдайте за работой педагогов.
- Проявляйте интерес к занятиям крохи.
- Не сравнивайте малыша с другими детьми и с собой в детстве.
- Чаще хвалите ребенка за его успехи.
- Поощряйте самостоятельность.
- Будьте терпеливыми и не ждите быстрых результатов.
Дети дошкольного возраста впитывают информацию как губки и быстро учатся новому. Для формирования личности малыша необходимо гармоничное разностороннее развитие.
|