Интеграция умственной и физической нагрузки в ходе совместной деятельности.
В настоящее время идет активный поиск возможностей обновления и качественного улучшения форм работы с дошкольниками. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будут занятия, тем больший эффект они дадут. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.
В последнее время медики и педагоги с тревогой отмечают, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни. А ведь доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы и их свойства. Поэтому так важна интеграция умственной и физической нагрузки.
1. Наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре.
На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.
Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:
- Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз,
- Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;
- Посчитать количество прыжков до кубика;
- Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;
- Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.
2. Увеличение двигательной активности в совместной деятельности по математике.
Повысить двигательную активность в совместной деятельности, по математике можно используя такие игры и упражнения, которые предполагают решение в подвижной форме.
2.1. Физкультминутки, упражнения на счет движений. Предложить детям выполнить движения (прыжки, наклоны, повороты, упражнения для рук и ног) определенное количество раз. Например:
Сколько ёлочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
|
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько шариков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
|
2.2. Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
- «Покачаем головой – неприятности долой» - расправить плечи, закрыть глаза, дышать глубоко и медленно качать головой из стороны в сторону.
- «С силой на ладошку давим, сильной стать её заставим» - пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться и наоборот.
2.3. Упражнения для глаз для активизации мышц глаз и закрепление сенсорных эталонов. Например:
- «Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала»
- «Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг»
2.4.Уупражнения на познание величины предмета и сравнение конкретных протяженностей через двигательный анализатор. Например. Понятие «ширина» более естественно познается ребенком не с помощью бумажных полосок, а путем перешагивания «ручейка». Детям предлагается сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть и почему.
2.5. Упражнения на ориентировку в пространстве. Упражнения для рук, ног, плечевого пояса; бросание мяча в указанном направлении; движение в заданном направлении, ориентировка по схеме, развитие глазомера. Например, сбить вторую кеглю справа.
2.6. Задания-эстафеты, в ходе которых детям предлагается как можно быстрее собрать предметы. Например, большие и круглые; зеленые, не треугольные; не красные, не круглые.
2.7. Дидактические игры по формированию математических представлений, которые можно проводить в подвижной форме. Например, «Найди пару» (день недели – число, месяц – число)
3. Физкультурно-математические развлечения и игры-путешествия.
Стимулировать двигательную активность детей можно на занятиях-путешествиях, в ходе физкультурно-математических досугов и конкурсов, которые проводятся в подвижной форме и могут проходить в групповой комнате, в физкультурном или музыкальном зале, на участке во время прогулки.
Игры-путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Детям предлагается в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполнять задания математического содержания, упражняясь в быстроте, ловкости, меткости и т.д. «Путешествовать» можно по сказкам или по заданной теме. Например, требуется помочь героям что-либо найти или выбраться из сложной ситуации, либо расколдовать кого-нибудь. Для этого детям предлагается сосчитать что-либо, решить пример, сравнить по величине или определить форму, рассказать, где что находится в пространстве.
Физкультурно-математические досуги могут быть сюжетными или бессюжетными. Для бессюжетных мероприятий каждой команде предлагаются комплексы эстафет, конкурсов, в ходе которых закрепляются знания детей по математике и двигательные умения.
В процессе развлечений, игр-путешествий дети не устают, так как меняют виды, темп, амплитуду движений, место их выполнения. Двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление.
Интеграция процессов формирования математических представлений и физического воспитания детей необходима для увеличения двигательной активности дошкольников, повышения интенсивности их интеллектуального развития, активизации процесса познания.
Материал подготовила Шерман О.В. – инструктор по физкультуре |