Пятница
26.04.2024
18:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Шенкурский детский сад комбинированного вида № 1 "Ваганочка"
Главная Регистрация Вход
Культура речи воспитателя »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените качество условий предоставляемых услуг ОО
Всего ответов: 4

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В художественном фильме «Дневник директора школы» есть два любопытных эпизода, имеющих прямое отношение к предмету моей работы.


Первый эпизод. Жена директора школы спрашивает мужа, принял ли он на работу учительницу младших классов. Он ей отвечает: «Нет» и добавляет: «К тому же она «транвай» говорит».
Второй эпизод. Директор школы беседует с молодой учительницей, которая подала заявление с просьбой принять ее на работу. Директор задает своей собеседнице на первый взгляд совершенно безобидный вопрос: «Каким транспортом вы доехали до школы?» Она отвечает: «Троллейбусом». «Каким еще транспортом можно доехать до школы?» - спрашивает директор. «Трамваем», - последовал ответ. Директор удовлетворенно кивнул головой и сказал: «Все в порядке». Показательно, что для директора школы речевая культура - это своеобразная характеристика профессиональной пригодности.
Но разве только преподаватели должны в совершенстве владеть культурой речи? Разве только преподаватели заинтересованы в успехе своего выступления, в положительном результате общения? Речевая культура - показатель профессиональной пригодности и для дипломатов, юристов, для ведущих различного рода передачи по телевидению и радио, для дикторов, журналистов, но и руководителей различного звена. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Культура речи -владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые - спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Если вслушаться, как говорят воспитанники детских садов, то непременно можно заметить, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей - отца и матери, бабушки и дедушки, но и языковые особенности воспитателя. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. 
Но подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". 
Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Может ли служить моя речь образцом для ребят?
Пожалуй, перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на педсовете, педагогических чтениях и др. В этом случае воспитатель проявляет довольно высокую взыскательность к слову. Почему?

Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т. д. В общем, работаем над точным выражением мысли.

Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.

Некоторые недочеты речи педагога:

1. Неточность произнесения отдельных звуков или слов; ( коЛидор вместо коРидор)

2. Произнесение слов с неправильным ударением (свеклА,...);

3. Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

4. Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам". И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют.
В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде:
"Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно" Ребёнок соглашается.
Или: "Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно". "И я умею быстро", - раздаются голоса детей. "Верно, Славик, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать", - подтверждает воспитательница
Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

5. Повышенная громкость голоса (преходящая в крик) капризный, визгливый тон. 
Характерная ошибка многих педагогов - стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,- это утомляет и взрослого, и детей.

6. Нарушения в лексико - грамматическом оформлении; ( "Возьми со старшей группы" (здесь предлог "из" заменяется "со"). ""Не ложь сюда" (вместо "не клади"). "Сложь скатерти и положь их на место". "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь".

7. Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные: -Кому я гоорю(говорю), -Если перед вами взрослый чеэек (человек)....)

8. Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;

9. Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

10. Частое употребеление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п. Встали на ножки).

11. Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну...
А соседа звали это...
А его родители-
Видишь ли
И видите ли...
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже...
И дружили они все...
Ну и значит, и вообще.


12. В общении с более старшими детьми неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав?).

13. Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
( Сейчас мы будем играть в дидактические игры)

14. Многословие. 
Воспитательница в старшей группе проводит занятие по рисованию. Она говорит детям: "Сегодня вы будете рисовать две девочки (вместо двух девочек). Вы все уже знаете, так как недавно рисовали мальчиков. А сейчас мы все повторим, с чего надо начинать".Ребёнок повторяет. Воспитательница подтверждает сказанное ребёнком: "Совершенно правильно, надо рисовать с головы, а потом с плеч, ни в коем случае нельзя рисовать без плеч..."
Затем воспитательница продолжает: "Совершенно верно, туловище надо, а то девочки упадут. Давайте договоримся, какие шубки мы будем рисовать у девочек".
На занятии в младшей группе воспитатель указывает трёхлетнему ребёнку: "Это говорит о том, что ты не аккуратный" (ребёнок рисует первый раз красками).


Требования к речи воспитателя.

1.Правильное произношение всех звуков родного языка, устранение имеющихся дефектов речи.

2. Ясная, четкая и отчетливая речь, т.е. хорошая дикция.
3. Слегка замедленный темп речи, умеренная громкость голоса.
4. Спокойная, уравновешенная, вежливая речь не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

5.Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.
"Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол" и т. д., - говорит воспитатель младшим детям.
Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд нашей няни, которая стирает нам скатерти".

6.Речь воспитателя должна быть грамматически правильна.

7. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.
Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.

Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель.

Требования к постановке вопросов детям

Вопрос воспитателя - действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь. 
Для того, чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

Первое требование - вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, рассматривая с детьми картину Саврасова "Грачи прилетели", воспитательница спрашивает: "Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник прилёт грачей?". Правильный вопрос: 
1. Какое время года изобразил на картине «Грачи прилетели» А.К. Саврасов?
2. Докажите, что это весна.
3. Какая это весна, ранняя или поздняя?
4. Почему вы решили, что это ранняя весна?
5. Найдите в картине приметы ранней весны?.............

Второе требование к вопросу - точность и конкретность. 
Ошибки: 1. Расплывчатая формулировка.
Неправильно: Какие изменения произошли весной с растениями?
Правильно: Что появляется весной на деревьях?
2. Повторение одного и того же вопроса несколько раз в различных формулировках. 
Например:
1. В какой стране мы живём?
2. Как называется наша Родина? 
3. Вспомните, наша страна как называется?
3. Использование вопросов с отрицательной формулировкой, внушающих ребёнку отрицательный ответ.
Например: 1. Ты не знаешь, как называется этот цветок?
2. Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?
3. Не можешь сказать, что бывает после весны?
4. Многословие.
Неправильно: Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель? 
Правильно: Как вы думаете, что такое метель?

Неправильно: Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что
наступила весна?
Правильно: Как вы догадались, что наступила весна?

5. Недоступность пониманию детей.
Неправильно: Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете
светофора?
Правильно: (разделить на 2 вопроса)
1. При каком свете светофора машины могут ехать?
2. Кто следит, чтобы машины ехали правильно?
6. Неточность словоупотребления.
Неправильно: Куда почтальон кидает письма?
Правильно: Куда почтальон кладет письма?
7. Частое употребление подсказывающих вопросов.


Третье требование-целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям. 
Необходимо помнить, что цель постановки вопросов - усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано, не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.

Требования к детским ответам


1. Осознанность, осмысленность, содержательность.
2. Точностью детских ответов в соответствии с поставленными вопросами.
3. Построение полных ответов в виде полных предложений. 
4. Грамматическая правильность построения полного предложения.
5. Не допускать стандартных ответов.

При проведении различных видов занятий и во время беседы, и на занятиях по картине, и при пересказе, и при чтении книги, и в дидактической игре необходимо предъявить требования к ответам детей, чтобы дети учились говорить правильно, пользуясь точными словами для выражения своих мыслей, добивались правильного построения предложения, составляли осмысленные и содержательные ответы.


Материал подготовила Добрынина М.М. - учитель-логопед

Поиск

Вход на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей