Пятница
26.04.2024
11:06
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Шенкурский детский сад комбинированного вида № 1 "Ваганочка"
Главная Регистрация Вход
Звуковая культура речи »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените качество условий предоставляемых услуг ОО
Всего ответов: 4

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Звуковая культура речи

Звуковая культура речи составляет общее умение общаться друг с другом.

Часто работа по формированию правильной речи у детей и предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Но воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

 Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Это:

-правильное произношение звуков, выражений,

-скорость и громкость речевых высказываний,

-тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения,

-правильное  функционирование рече - двигательного и слухового аппаратов,

- наличие подходящей окружающей речевой среды.

В идеале, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий.

В  дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести:

- соответствующее развитие коры головного мозга в целом,

- фонематического восприятия речи

- рече - двигательного  аппарата.

 - высокая пластичность нервной системы,

-повышенная подражательность,

-особая восприимчивость к звуковой стороне языка,

-любовь детей к звукам речи.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.

Реальная картина речи детей (результаты обследования)

Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей.

 Формирование правильного звукопроизношения.

Формирование звукопроизношения - это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения, всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Методика формирования общих речевых навыков

К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:

- слуховое внимание и фонематический слух;

- правильное речевое дыхание;

- голос;

- темп и ритм речи;

- интонационная выразительность;

- дикция.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Слуховое внимание это способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак; угол – уголь.

 «Слуховые» игры.

1. «Кто больше услышит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать звуки окружающего мира.

Ход игры – воспитатель дает детям задание: в отведенное время внимательно слушать звуки окружающего, а затем назвать их: за окном чирикали птицы, проехала машина, кто-то прошел по коридору, хлопнула дверь и т.п.

 

Развитие речевого дыхания.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого можно проводить различные упражнения с использованием раздаточного материала, например:

При проведении этих упражнений необходимо помнить следующее:

- упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении;

- важно соблюдать дозировку выполнения упражнений по времени;

- необходимо следить за правильной позой ребенка во время упражнения.

Развитие голосового аппарата.

Голос характеризуется:

- высотой (повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому и наоборот);

- силой (произнесение звуков в определенной громкости – громко, нормально, тихо);

- тембром (характерная окраска, сообщаемая голосу добавочными тонами, благодаря чему мы узнаем знакомых людей по голосу, не видя их).

Звучный, гибкий голос формируется на основе правильно поставленного дыхания.  У детей могут быть такие голосовые особенности, как неумение говорить шепотом или, наоборот, тихий голос, а также и нарушения: гнусавость, хриплость или осиплость. К нарушениям могут привести постоянное перенапряжение голосовых связок, а также носоглоточные заболевания. Родителям и педагогам рекомендуется беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка, не допуская чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Задачи воспитателей:. Развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту.

1.Вырабатывать умение понижать и повышать тон голоса. (« Котенок-кошка»)

2. Приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями.

Игры на развитие голоса. ( «Эхо», «Пароход»)

 

Воспитание темпа и ритма речи.

Темп – скорость речевого высказывания, Ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

Отклонение от нормального темпа речи у дошкольников может быть в сторону ускорения, что указывает на преобладание процесса возбуждения над торможением и на еще недостаточный контроль детей за собственной речью.

При ускоренной речи звуки и слова произносятся быстрее, чем это принято в норме, длительность пауз между словами и паузами сокращаются, при этом, как правило, ухудшается артикуляция звуков, страдает произношение, так как нередко выпадают отдельные звуки, не договариваются окончания слов. При ускоренной речи обычно наблюдается и повышение ее громкости.

Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Упражнения на отработку темпа и ритма речи.

Тук-тук,   тук-тук-тук, Маленькие ноги….   Марширование под музыку

2. Чтение знакомых стихов с изменением темпа.

3. Подвижные и хороводные игры с текстом

4. Повторение цепочек слогов с ударением на конкретном слоге.

5. Проговаривание чистоговорок.

Воспитание дикции.

Ясная и четкая дикция - первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произношении делает речь невнятной и неразборчивой. Причины плохой дикции:

- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;

- чрезмерно ускоренная речь;

- недостатки звукопроизношения;

- слабый самоконтроль за собственным высказыванием.

Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: (расстояние между зубами в два пальца);

3. Произнесите гласные звуки с голосом:

4. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта

Мал, да удал.

Два сапога - пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

У ужа ужата, у ежа ежата.

Воспитание интонационной выразительности.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз (временной остановки в речи), мелодики (изменения голоса в процессе речи по высоте и силе), темпа (количества слов или слогов, произнесенных за определенную единицу времени), изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи:

1. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла ее туда.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой.)

2. Произнесите слова «да», со следующими интонациями:

Спокойно, по-доброму

Спокойно, твердо, так, чтобы спрашивающий «отстал»

резко

удивленно

со страхом

с раздражением

кокетливо

Речь родителей и педагогов должна служить образцом для подражания.

Итак, занятия по звуковой культуре речи не имеют четкой структуры. Однако целесообразно начинать с упражнений на развитие слухового внимания, фонематического слуха, с артикуляционной гимнастики. Затем можно проводить работу со звуками, параллельно включая задания на развитие речевого дыхания, голоса, темпа речи, интонационной выразительности.


Работа над другими направлениями (формирование лексико-грамматического строя, связной речи) идет параллельно.

Поиск

Вход на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей