Суббота
27.04.2024
20:09
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Шенкурский детский сад комбинированного вида № 1 "Ваганочка"
Главная Регистрация Вход
Автоматизация звуков »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Консультация для родителей  «Автоматизация звуков, взаимосвязь логопед - ребенок - родители».

 

Достаточно продолжительное время с детьми велась логопедическая работа по постановке и/или исправлению дефектного произношения звуков, и ребенок  научился произносить трудный для него звук. Но, произнося его  изолированно,  он  не произносит его в самостоятельной речи.

Надо сказать, что это закономерное явление и теперь необходимо переходить к следующему этапу логопедической работы - автоматизации (закреплению в речи)  правильного произношения появившегося звука.

Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей.

Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению сблизкими, развитию внимания, памяти, мышления, воображения – психических процессов, тесно связанных с речью.  Достаточный уровень их развития   необходим для успешного обучения в школе.

Конечная цель  этапов автоматизации - добиться правильного произношения звука в самостоятельной фразовой речи.Эта выработка нового навыка, требует  длительной  работы, когда нужно систематически и последовательно проводить тренировочные упражнения. Почему  же эта работа длительная и кропотливая?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания. Многократное повторение одного и того же движения позволяет,впоследствии, выполнять это движение бессознательно, т.е.

автоматически, не затрачивая на это массу энергии. Это получило название  «динамический стереотип»,  или «автоматизм».

Работа по автоматизации звуков проводится в несколько этапов на самом разнообразном речевом материале:

- отраженное проговаривание (повторение) за взрослым;

-  игры - лабиринты, игры  с мячом, картинками, бусами, лентами, кольцами;

- используя мячи су-джок, пальчиковые игры,

- всевозможные движения: прыжки, хлопки, отстукивания, пропевания.

- специальные подборки речевых игр на лексические и грамматические темы, потешки, чистоговорки, предложения и рассказы насыщенные искомым звуком.

К следующему этапу следует переходить только тогда, когда  усвоен предыдущий.

Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

 

- Первый этап - отработка изолированного произношения звука.

 

- Второй этап - отработка произношения звука в слогах прямых, обратных, между гласными, в стечении согласных.

 

- Третий этап - автоматизация звука в словах в последовательности указанной во втором этапе.

- Четвертый этап – автоматизация в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, связной речи.

- Пятый этап – дифференциация звука от других, акустически сходных (близких по звучанию)в случае, если ребенок их путает в произношении р-л, с-ш, з-ж,   и т.п.

 

Этапы могут быть различными по продолжительности, но в конечном итоге, звук появится в самостоятельной речи.

 

Некоторые игровые приемы для автоматизации звуков

 1. "Кто дольше?"

 Ребенок и взрослый соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

2. "Кто больше?"

 Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога взрослый и ребенок берут себе по одной фигурке (удобно использовать камешки марблс).

3. "Научи"

 Взрослый берет любого игрушечного или сказочного  персонажа ( Петрушка, Буратино, Незнайка) и просит ребенка научить его правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, персонаж  - ученика.

4. "Поедем на машине"

Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. На листе бумаги взрослый рисует машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути.

Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.

5. "Повтори для Мишки"

( Зайки, Куклы) На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Взрослый подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т.д.

6. "Пальчики здороваются»

Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог.  Взрослый  следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

"Маленькие ножки бежали по дорожке…" Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.

7. "Говорящие руки" Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [л].  Взрослый дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [л], а правую - [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [л] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Л - а, Л - а. Постепенно пауза между [л] и [а] сокращается и ребенок переходит к слитному проговариванию. При этом, необходимо следить за положением языка.

8. "Ступеньки" На листе бумаги взрослый  рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

9. "Ромашка"  На листе бумаги или тетради ребенка,  взрослый рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

10. "Раз - шажок, два - другой…", Раз прыжок, два другой…»Ребенок стоит, руки на поясе.  Взрослый  предлагает ему прошагать всю комнату или выполнять прыжки на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов или слово. Упражнение логоритмическое. Усложненный вариант, когда ребенок прыгает в заданный круг или квадрат, при этом меняет положение рук и произносит два разных слова. Это упражнение …

11. "Прокати мяч" Взрослый предлагает ребенку прокатить по полу, ковру или столу  мяч из одного конца  в другой, произнося при этом заданный звук. Усложненный вариант – упражнение на дифференциацию звуков л-р; с-ш;

Рак-лак, рама- лама, рука –Лука. Сумка-шутка, сок-шок, мышка– миска и.т.п.

Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно практиковать использование музыкальных инструментов: металлофона, барабана, бубна.

12. “Волшебная палочка” или  игра на металлофоне.которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз. Взрослый  ударяет палочкой  2-5  и произносит слоги  – передает палочку ребенку – он должен также ударить столько жераз по  и повторить СА----- САСА;  РАРА------РА, РА-------РАРА;  ЛАЛА,,,,,ЛАЛАЛА соблюдая заданный ритм и.т.п.

 

Поиск

Вход на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей