Занимаясь с ребенком дома по закреплению навыков чтения и развитию фонематического слуха, следует помнить, что…
* Наша речь состоит из предложений.
* Предложение – это законченная мысль.
* Предложения состоят из слов.
* Слова состоят из звуков.
* Звук – то, что мы слышим и произносим.
* Буква – то, что пишем и читаем.
* Звук на письме обозначается буквой.
* Звуки бывают гласные и согласные.
- Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
- Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
- Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло:
Глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Звонкие согласные звуки – голосовые связки работают (горлышко дрожит):
Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
- Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
Всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие – зеленым.
Учитель-логопед Добрынина М.М. |