Пятница
26.04.2024
13:40
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Шенкурский детский сад комбинированного вида № 1 "Ваганочка"
Главная Регистрация Вход
Тайна детского рисунка »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ТАЙНА ДЕТСКОГО РИСУНКА.

РЕБЕНОК РИСУЕТ ЧЕРНЫМ ЦВЕТОМ- ПЛОХО?
 

Есть среди родителей и некоторых специалистов, работающих с детьми, представление о детском рисунке как о каком-то «окне в душу ребенка». Словно, с помощью рисунка можно практически насквозь увидеть ребенка. Чаще всего родители начинают тревожиться, когда видят, что ребенок часто использует черный цвет или изображает кровь, войну, убийства и т.д.

Давайте разбираться, как говорит известный доктор Комаровский.

Ситуация 1. Ребенок часто выбирает черный цвет. Часто этим обеспокоены родители малышей до 4 лет. Из всех цветов ребенок упорно выбирает и малюет черным.

Миф: «это говорит о психологических проблемах, возможно, депрессии». Некоторые родители так расстраиваются и тревожатся, что начинают уговаривать ребенка обратить внимание на другие цвета. А ребенок эти попытки игнорирует. Точно что-то не так – совсем расстраиваются родители.

На самом деле: это говорит о том, что у ребенка хорошее зрение: черный (коричневый, темно-синий) – очень контрастные цвета. Их гораздо лучше видно на бумаге белого цвета по сравнению с каким-нибудь «позитивным» желтым, например. У детей до 5 лет не сформировано окончательно цветовосприятие.

Что делать? Оставить все попытки внести разнообразие в художественный стиль вашего маленького творца. Если вы любите рисовать с ребенком и экспериментировать с цветами – предложите порисовать на черной бумаге (белым или просто светлым мелом, пастелью) – вам понравится.

 

Если ребенку больше 5, и он рисует черным, спешить с выводами тоже не стоит. Лучше всего – поговорить о рисунке. Только стоит избегать таких вопросов, вроде: «почему ты нарисовал именно так?» или «а почему черного цвета?». Ребенок на эти вопросы вразумительного ответа не даст. Почему-почему? Я художник – я так вижу!

Ну а если серьезно – можно сказать: "тут много черного. Что тебе этот цвет напоминает? (на что он похож)". Предложите ребенку придумать историю о героях этого рисунка. Спросите о чувствах, фантазиях, желаниях. Ребенок обязательно будет рассказывать в такой ситуации о себе – это будут его чувства и фантазии. Постарайтесь отнестись к этим откровениям внимательно – не стоит смеяться. Можно нарисовать свой рисунок и рассказать свою историю – так получится очень теплый и душевной разговор.

 

Важно: если ребенок стал рисовать черным цветом какое-то время назад и вас беспокоит что-то еще в его поведении (страхи, недержание мочи, проблемы со сном и аппетитом, плаксивость) - имеет смысл обратиться за консультацией психолога.
 

Ситуация 2. Ребенок и семья.

Миф: Если попросить ребенка нарисовать семью – можно будет увидеть, как он относится к близким людям. Я думаю, сказать «спасибо» за этот миф нужно популярному психологическому тесту «Рисунок семьи». В умелых руках специалиста - психолога этот тест может быть настоящей палочкой - выручалочкой. Но когда его пытаются использовать непрофессионалы, рождается огромная туча фантазий, смелых предположений и даже неожиданных диагнозов. Если ребенок нарисовал всю семью за решеткой – нам сразу кажется, что он их всех в тюрьму посадить хочет или его семья – сплошь уголовники-рецидивисты. А в действительности он так нарисовал, потому что это вид из окна первого этажа – решетки у них на окнах.

На самом деле: извлечь информацию из рисунка семьи можно только в специальных условиях, которые создает профессиональный психолог. Он же проводит беседу с ребенком – обсуждает с ним рисунок. А еще он старается пользоваться еще каким-то тестами и не спешит с выводами до того, как хорошенько разберется в ситуации.

Что делать? Не пытаться диагностировать своего ребенка. Обращаться за помощью к профессионалам с уже готовым детским рисунком тоже не стоит – хороший специалист не будет делать никаких выводов по рисунку, который выполнен не в его присутствии. Если кто-то из психологов в детском саду, школе или развивающем центре провел диагностику детей и делится с вами выводами, а они вызывают у вас недоумение и сомнения – лучше обратиться к другому специалисту за еще одним мнением.

Ситуация 3. На детском рисунке кто-то кого-то убивает или пожирает, или сначала убивает, а потом пожирает, и вокруг море крови.

Миф: дитя растет агрессивным и кровожадным – хочет причинять зло. Некоторые идут еще дальше в «диагностике» и считают этого малыша будущим маньяком.

На самом деле: для начала, опять же, стоит уточнить, что именно нарисовано. Как в Денискиных рассказах: папа видит на рисунке футбол, а мама – швейную машинку. А ребенок рисовал белку. Так может это и не кровь, а поле красных маков, например. И никто никого не пожирает – просто нарисовалось так неудачно.

Если нарисовано все-таки насилие: в рисунке ребенок выражает накопившийся гнев. Мы все каждый день злимся – это нормально. У ребенка поводов для злости тоже хватает. А вот дубасить, обзывать обидчика обычно никто не позволяет. А выход злости необходим. Это как кипящая кастрюля – пар должен выходить, чтобы кастрюлька не взорвалась. Вот рисунки и служат отличным «клапаном" для злости.

Что делать? Не запрещать рисовать сцены насилия, не стыдить ребенка и не читать мораль на тему «такие вещи рисовать нельзя». Тут снова стоит вспомнить рекомендации из первых 2 пунктов – обсудить рисунок с ребенком. Что случилось между персонажами рисунка? Они сильно разозлились? Отчего (намного лучше, чем «почему?») они так злы? Как так случилось, что они так дерутся? И так далее. Ребенок, который видит, что родитель не пугается его злости и агрессии, а может внимательно к ней отнестись,  гораздо лучше учится обращаться со злостью, и поддаваться неконтролируемой злобе ему не грозит.

Итак:
1. Делать хоть сколько-нибудь однозначные выводы по одному рисунку бессмысленно;

2. Интерпретировать цвет – задача очень сложная, а у детей до 5 лет – бессмысленная;
3. Если Вас что-то насторожило, удивило, расстроило рисунке ребенка – обсудите его с ним внимательно и без нотаций – так у вас прибавится шансов понять своего ребенка.
Еще полезнее в этом плане – совместный рисунок.

 

Желаю творческих успехов и красочных будней!

 

Материал взят из ресурсов сети Интернет.

   

        

И еще: 3 замечательные книги о детских рисунках.

Вегнер А.Л.. Психологические рисуночные тесты (PDF)

Носов С.С.. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи (doc)

Озерова М. О детском рисовании (PDF)

 
 

 

 

Поиск

Вход на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей