Четверг
21.11.2024
11:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Шенкурский детский сад комбинированного вида № 1 "Ваганочка"
Главная Регистрация Вход
Нейроигры, как средство развития речи детей дошкольного возраста »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

 

Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга
Иван Петрович Павлов

Составители:
Вершинина Светлана Михайловна
Буланович Наталья Ивановна
Волосатова Кристина Павловна



Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, координации, активизации речи. Они улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышают позитивный и эмоциональный настрой.

Нейроигры я использую как инновационную технологию в своей работе с детьми дошкольного возраста. Исследования показывают, что значительно увеличивается количество детей с нервно-психическими расстройствами, детей с речевыми проблемами. В своей работе мы сталкиваемся с невнимательными, неорганизованными детьми, не способными сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием.

А знаете ли вы, что такое нейроигры и почему мы их используем?

 

  • Они особенно полезны для детей, поскольку их мозг активно развивается и формируется.
  • Они основаны на принципах нейропластичности, то есть способности мозга изменять свою структуру и функции в ответ на опыт и обучение.


Как работают нейроигры?

В основе нейроигр лежат упражнения, которые заставляют мозг работать в разных режимах. Когда ребенок играет в такие игры, он тренирует свой мозг, заставляя его работать активнее и быстрее. Это помогает улучшить связь между разными отделами мозга, а также развить когнитивные навыки.

Как понять, что у ребенка есть проблемы?

Родителям необходимо обратить внимание на поведение ребёнка, если он гиперактивный, не слышит взрослых, не реагирует на замечания или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный, испытывает трудности в усвоении рабочей программы. Достаточно часто у таких детей наряду с нарушениями речи имеются проблемы с координацией, крупной и мелкой моторикой, моторной неловкостью. В связи с этим у логопедов возникает необходимость включать в свою работу игры, которые смогут помочь ребенку отрегулировать свою координацию, внимание, двигательную активность и речь.

Нейроигры стимулируют развитие мозга, улучшают его работу, а также повышают концентрацию, внимание и память.

Главная суть игр – это работа двумя руками одновременно. Нейроигры просты и доступны. Их можно использовать в индивидуальной и в групповой работе. Они эффективны как в работе с нормотипичными детьми, так и с детьми с ОВЗ. Хотелось бы поделиться с вами некоторыми нейропсихологическими играми, которые мы применяем в своей работе.

Нейротаблицы на внимание — это дидактические игры, которые направлены на развитие навыка концентрации внимания, а также на улучшение кратковременной памяти и расширение угла зрительного охвата. В этих играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разными: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д.

В эти игры можно играть всей группой на скорость, делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть и одному.

Нейропрописи — это пособие для развития структур мозга, от которых зависит успешность обучения в школе. В книге прописей представлены упражнения для тренировки графических навыков, координации движений и мелкой моторики, стимуляции межполушарного взаимодействия, синхронизации работы глаз и рук.

Пособие подходит для занятий с дошкольниками для праворуких и для леворуких детей. Упражнения расположены от простого к сложному, выполняются правой и левой рукой по отдельности, а также двумя руками одновременно. В пособие также включены стимулирующие и расслабляющие упражнения для глаз и для рук.

Нейрокуб

Все вы уже знаете, каких прекрасных результатов можно добиться, занимаясь каждый день нейроупражнениями! Я приготовила этот замечательный куб. Чем полезна нейрогимнастика для дошкольников? Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений для тренировки мозга подбирается индивидуально) позволяет проводить качественную тренировку обоих полушарий головного мозга, а также способствует развитию когнитивных способностей. Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений:
-улучшает функции долгосрочной памяти;
-обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
-повышает физическую и умственную работоспособность (это полезное качество нейрогимнастики особенно актуально для детей, которые совмещают тяжелую учебную -нагрузку и параллельно посещают спортивные секции);
-снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня;
-активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций;
-способствует более активной подвижности кистей рук;
-развивает творческие способности ребенка, позволяя открыть скрытые таланты;
-стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
-ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
-снимает нервное напряжение и усталость мышечной системы;
-повышает работоспособность вестибулярного аппарата, а также позволяет справиться с нагрузками в виде длительных поездок в общественном транспорте, автомобиле (детей с крепким вестибулярным аппаратом не укачивает, у них отличная координация движений);
-развивает уровень подвижность мышц, расположенных в области плечевого пояса;
-обеспечивает более быструю адаптацию ребенка к сложным жизненным ситуациями, которые несут в себе стрессовую нагрузку;
-предотвращает развитие неврологических заболеваний, связанных с нарушениями восприятия времени и окружающего пространства.


Нейрогимнастика способствует ускоренному развитию ЦНС детей дошкольного возраста. Положительный эффект от упражнений для головного мозга сохраняется на протяжении всей жизни ребенка.


Ниже мы привели несколько примеров игр.

«Покажи одновременно»
Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария.
Оборудование: набор карточек для левой и правой руки.
Ход игры: под диктовку педагога ребенку необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые картинки.

«Ухо – нос – хлопок»
Цель: улучшение мыслительной деятельности, повышение стрессоустойчивости. Развитие самоконтроля и произвольной деятельности.
Ход игры: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью да наоборот.

«Мемори тренажер»
Цель: развитие слухового анализатора, зрительного восприятия, улучшение синхронизации работы левого и правого полушария, тренировка полушарных связей.
Оборудование: нам понадобится 2 набора (можно изготовить из цветного фоамирана, фетра, картона). В центре белый лист размером А4, по периметру белого листа располагаются цветные листы размером А5 семи цветов.
Ход игры: Педагог и ребенок располагаются на ковре лицом друг к другу. Перед каждым расположен коврик. Исходное положение обе руки на белом листе. Педагог дотрагивается до листов разного цвета. Задача ребенка повторить.

Игра «Цапля»
Все дети двигаются по коврику босиком. По команде «Цапля» дети должны встать одной стопой на деревянный брусочек, другую согнуть в колене, прижать к ноге и замереть. Водящий медленно обходит детей, замечает того, кто пошелохнется.
Такая игра эффективно воздействует на стопу. Осуществляется ее самомассаж. Игра способствует активизации подвижности стопы, суставов и пальцев ног.

Игра «Орел»
Все дети гуляют по коврику босиком. По команде «орлы замрите», дети должны встать на одну ногу, другую закинуть на колено, присесть в полуприсед и переплести руки перед собой. Поза напоминает позу орла из йоги. Водящий медленно обходит детей, замечает того, кто пошелохнется. Этот игрок становится водящим.
Дидактические нейроигры

«Прищепки»
Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая, красные.

«Лабиринты»
Игра представляет собой поле, на которую наклеен шнурок, необходимо левой и правой рукой одновременно двигаться по лабиринтам.

«Кристаллы»
Игра представляет собой большое поле (45 на 45 см.), на которое нанесены квадраты, указаны стрелочки и разложены цветные кристаллы. Играют два игрока. Они передвигают фишки от старта к финишу и собирают кристаллы. Для определения количества ходов используют кубик. При этом игрок должен в слух произнести, сколько ему клеток и в каком направлении нужно пройти. Например: «Три клетки прямо, повернуть на одну клетку налево и две клетки вверх». Выигрывает тот, кто соберет больше кристаллов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2017. – 474 с.
2. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. - №6. – с. 43-50.
3. Нейропсихология, игры и упражнения / Ирина Праведникова. -М.: АЙРИСпресс, 2018. – 112 с.
4. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. – М.: АЙРИСпресс, 2018. – 416 с.

Block title
Версия сайта для слабовидящих

Поиск