Рекомендуют логопеды:
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО УГОЛКА В ГРУППЕ
Речевой уголок — это часть предметно-развивающей среды для игр по - одиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей.
Оформление речевого уголка
Чтобы речевой центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.
- Обязательными элементами речевого уголка являются зеркало, материалы для игр, артикуляционных и дыхательных упражнений, средства наглядности. Если с последними тремя составляющими всё понятно, то первый нуждается в пояснении. Дети, разрабатывая артикуляционный аппарат, должны не только слышать, как произносится звук, но и видеть положение органов артикуляции. И для обеспечения этого условия без зеркала не обойтись.
- Все обучающие пособия должны соответствовать возрастным и речевым особенностям детей.
- Обновление материала связано с изучаемой лексической темой, оно, как правило, происходит еженедельно.
- Речевой уголок обычно размещают рядом с книжным, так как в процессе работы педагог часто обращается к чтению и работе с текстами.
- В группах в речевом центре располагают игрушку — постоянного обитателя уголка, который помогает снять речевой негативизм, преодолеть стеснительность, неуверенность, а также стимулирует интерес и побуждает детей говорить. Игрушку для речевого уголка следует выбирать по определённым параметрам. Прежде всего, у неё должен быть подвижный язычок, на примере которого можно будет показывать детям положение органов артикуляции. Одежда персонажа должна быть с липучками, пуговицами, кнопками, чтобы, одевая — раздевая персонажа, малыши тренировали мелкую моторику. Кроме того, наряд должен быть из разных по цвету и текстуре тканей — это поможет детям учиться характеризовать материалы по свойствам и оттенкам. А для скорейшего освоения навыка ориентации в схеме тела, окажется кстати, если у игрушки будут подвижные ручки и ножки.
Содержание речевого уголка определяется задачами.
Дидактический материал в речевом уголке.
Задачи | Дидактические пособия | Дидактические игры |
Закрепление правильного речевого длительного выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи |
Различные игрушки для подвешивания в воротцах: «Рыбки»; «Насекомые»; «Транспорт»; «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; «Горка»; лабиринты; «Разноцветная поляна»; Материал для поддувания: разноцветные шарики, султанчики, бумажные снежинки, вертушки — карандаши, пёрышки; мыльные пузыри… |
«Буря в стакане»; «Чей кораблик быстрее доберется», «Загони мяч в ворота» и др. |
Формирование фонематического восприятия и слуха |
Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещётка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для вызывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твёрдых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка. |
«Собери букет»; «В мире животных и птиц»; «Делим слова на слоги»; «Фонематика»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Звуковое домино»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Продавец и покупатель»; «Звуковые символы» и др. |
Развитие артикуляционной моторики |
Предметные картинки-опоры; схемы артикуляционных укладов; комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, в стихах, в символах; схемы характеристики артикуляции звуков; альбомы с артикуляционной гимнастикой (авторы Т. А. Куликовская, Е. А. Пожиленко) |
|
Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи) |
Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков (например О. И. Лазаренко, Л. А. Комарова); чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; альбомы для развития слоговой структуры слова и др. |
Лото на звуки С, 3, Ж, Ш; Р, Л; «Говорим правильно»; «Логопедическое лото»; «Весёлая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л)». |
Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте | Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д.; «Карусель» (учим буквы); карты для чтения; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Учимся читать»; «Букварь» Н. С. Жукова, «Живая азбука», «Чтение по слогам», «Путешествие с буквами»; «Читаем с подсказками»; «Белоснежка» — читаем с подсказками; книжки-малышки и др. |
«Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы. |
Активизация словаря, формирование обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий | Предметные картинки по лексическим темам; картинки для формирования навыков словообразования, словоизменения, употребления антонимов и синонимов и др. |
«Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер»; «Назови ласково»; «Назови детёнышей»); «Скажи наоборот»; - и др. |
Развитие связной речи | Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др. | Игры-самоделки «Составь рассказ по картинкам» («Ястреб и курица», «Два козлика» и др.). |
Развитие мелкой моторики |
Сухой бассейн; массажные валики; мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); (различный материал для составления букв); пластилин и др. |
Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др. |
- При оформлении речевого уголка, обращаем внимание на требование программы ДОУ и учитываем возраст детей.
Рекомендации подготовили: учителя – логопеды – Буланович Н.И., Вершинина С.М.
Речевой уголок включает:
1. Артикуляторная моторика. Дыхание.
2. Фонематическое восприятие и слух.
3. Автоматизация звуков.
4.Мелкая моторика.
5.Лексика. Грамматика.
6.Связная речь.
7. Игры с буквами.